Сегодня мы рассмотрим некоторые основные типы веб-проектов и требования к визуальному оформлению каждого из них.
Сайт-презентация - из названия ясно, что сайт представляет информацию о фирме/услуге/продукте. Как правило имеет конечное количество страниц, частота обновления - ее или нет или же сайт обновляется реже, чем раз в несколько месяцев. Главная задача - при помощи визуального оформления максимально быстро и эффективно донести до посетителя суть представляемой услуги и степень ее полезности и грандиозности. Такие проекты имеют как правило яркий, уникальный дизайн, графическое оформление преобладает перед текстовой информацией, часто используется flash-анимация (или же сайт полностью может быть выполнен во flash). Как правило используется одноколоночная модульная сетка. Наиболее яркие и запоминающиеся примеры в веб-дизайне как правило разрабатываются для презентационных сайтов. В качестве примеров хочу привести интересные работы от
www.loyalstudios.com/ и
www.designchapel.com/читать дальше
Корпоративный сайт - интернет представительство организации (фирмы, корпорации) в сети, и, следовательно, в таких проектах самые высокие требования к оформлению информации, к балансу графика/текст. Модульная сетка - 2-3-х колоночная. Соответствие фирменному стилю выражено как в структуре информации, так и в цветовой гамме. www.intel.com (синий и белый цвета, ясная структура разделов сайта, четкость и лаконичность идеально соответствуют корпоративной идее этой известной организации), www.hp.com (меняющаяся цветовая гамма - белый+серый+дополнительный - оранжевый/красный/синий… - но как приятно смотреть и легко разобраться - что и где искать).
Информационные ресурсы - это электронные библиотеки и газеты. Информация как правило обновляется несколько раз в сутки. Объемы информации очень большие, и при разработке дизайна таких сайтов следует учитывать тот факт, что посетители приходят не поглазеть на сайт - они приходят за содержанием. Публикация новостей (к примеру - www.cnews.ru) или галерей изображений, как на sight.nmi.ru/ - обратите внимание, графическое оформление сведено к минимуму, данные сложно структурированы, главная задача проекта - максимально быстро предоставить посетителю информацию, или возможность эту информацию найти. Любое графическое оформление увеличит объем страницы - т.е. увеличит время загрузки страницы. Поэтому по возможности на таких проектах дизайн разрабатывается текстовый, а картинки - не оформление, фотографии, графики, схемы являются иллюстрациями, содержанием, несут в себе информационную нагрузку.
Выразительный пример проекта с минимальным графическим оформлением, предоставляющего информацию - ya.ru. Лаконично так. Прошу заметить, что я не обсуждаю качество поискового движка этого проекта. Мы говорим о дизайне интерфейса.
Не могу не отметить следующий факт. В зависимости от типа предоставляемой информации, от событий, происходящих в мире, в политике может возникнуть ситуация, когда потребность в информации, которую предоставляет сайт, увеличивается во много раз, соответственно увеличивается нагрузка на сервер. У администрации проекта появляется острая необходимость максимально облегчить интерфейс страниц, пожертвовам при этом элементами графического оформления, рекламными баннерами и и значительной частью неактуальной информации. Однако реализовать такой шаг можно только в случае, если грамотно спроектированы информационная и навигационная структура, структура шаблонов, оформление отделено от содержания.
Многие из вас знают, как сложилась политическая обстановка с начала ноября 2004 года на Украине. Огромное количество людей, ранее мало интересующихся политикой, в связи с последними событиями нуждаются в информации, которую правительственные медиа предоставить не могут. Оперативной, объективной, актуальной информации. И за этой информацией публика пошла в интернет. Возросла нагрузка на такие сайты, как www.5tv.com.ua, www.maidan.org.ua/ и другие. И дизайнерская задача - спроектировать интерфейс, максимально удобно и понятно для пользователя предоставляющий большие объемы информационных данных, иногда - не только текста, но и видео- и звуковых файлов, веб-камеры, фотографии.
При разработке интерфейса электронного магазина ставится цель не только быстро и корректно предоставить информацию посетителю, но и добиться того, чтобы он стал покупателем. Здесь прежде всего следует уделить внимание сервисному обслуживанию - удобный каталог продукции, поиск по товарам и услугам, ясные и не сложные формы, которые необходимо заполнить пользователю для регистрации, формировании заказа и покупки, оперативная связь со службой техподдержки значат больше, чем броский графический дизайн, однако графические элементы так же используются - это не только иллюстрации, фотографии продукции, но и - в первую очередь - пиктограммы, иконки - графические символы, которые помогают посетителю ориентироваться в информационных объемах.
Пиктограммы как правило можно разбить на два ведущих типа - это *навигационные* иконки (картинка, которая является гиперссылкой на определенный раздел сайта и визуально иллюстрирует содержание раздела) и *имиджевые* (иконка не является ссылкой, однако иллюстрирует некоторый информационный блок). Разработка пиктограмм - целое искусство, и для того, чтобы нарисовать ряд иконок, объединенных общим стилем, далеко не достаточно быть хорошим художником. Необходимы способности к анализу, знания основ психологии и эргономики и семантики и многое другое. Умение построить ассоциативный ряд (нужна помощь - есть вопрос - вопросительный знак), умение придумать интуитивно понятный каждому пользователю образ (распечатать документ - документ+принтер - иконка принтера с бумагой), и далее - умение нарисовать красиво миниатюрное изображение этого образа - это все очень важно для дизайнера, который разрабатывает пиктограммы.
Достаточно сложно развить в себе образное мышление, но никуда не денешься - продукт работы дизайнера, его основной вид деятельности - это работа с образами. Можно сказать, что работа веб-дизайнера заключается в том, чтобы упаковать большие объемы информации и привести их к виду, удобному для восприятия, для принятия решения, а для этого требуется высокая визуальная культура, умение работать с образами, умение трансформировать то, что мы видим, рождать новые образы.
Человек может видеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может (или должен) быть. Такую способность психологи называют "визуальным мышлением". Когда Адамарс спросил Энштейна, каким средствам мыслительной деятельности он отдает предпочтение: образам, словам или символам? - Энштейн сказал, что никогда не придавал большого значения словам или символам, он думал в зрительных образах или даже в мышечных ощущениях . И после того, как в этих образах он получал решение, перед ним стояла уже более легкая задача - перевести найденное решение в слова или символы. Так что... учитесь мыслить образами, господа дизайнеры!
Источник