web-design
В творчестве, как и любви, легче остановить мгновение, чем самого себя. (Леонид С.Сухоруков)
Дизайнер — человек творческий. И приступы вдохновения не всегда приходят к нему с 9 до 18.


Что, кроме денег, нужно дизайнеру?

Работодатели в растерянности: материальная мотивация сотрудников на определенном этапе перестает приносить нужный эффект. Они постепенно теряют интерес к работе и поглядывают в сторону конкурентов. Особенно тяжело обстоит ситуация с творческими людьми, например с дизайнерами: их интерес к работе и компании надо постоянно подогревать. Но как это сделать?

«Для того чтобы понять, какие способы лучше подойдут для мотивации дизайнера, — говорит менеджер по персоналу Константин, — нужно выяснить тип его референции». За этими страшными словами скрывается следующее. Тип референции показывает, насколько человеку важно свое и чужое мнение. В соответствии с этим есть два типа референции: внешняя и внутренняя. Внешняя означает, что самооценка человека зависит от мнения о нем окружающих. Внутренняя говорит о том, что для человека важнее его собственное мнение о себе и своей работе.

Но как же выяснить этот самый тип референции? В этом помогут проективные вопросы. «Лучше постепенно в процессе беседы подвести человека к ответу, который позволит определить тип референции, — советует Константин. — Например: «Ты давно в дизайне? Здорово! Ну и как оно? Добился успеха? А почему?» Если человек отвечает в духе: «Я сделал отличный сайт, который мне самому нравится», — референция внутренняя. Если ответ: «Мои сайты нравятся людям», — внешняя.

«Есть хороший вопрос, который можно и нужно задавать на интервью с кандидатами, - считает Константин. - Он звучит так: «Представь, что 2 лавки предлагают тебе одинаковую по окладу работёнку, но остальное разное. Вот что для тебя будет важно при выборе?» И он расскажет, какие нематериальные стороны в работе его интересуют:
— чтоб босс матом не ругал,
— чтоб можно было задержаться дома и выспаться иногда и прочее.
Вот все эти мелочи и есть нематериальные мотиваторы.

Люди с внутренней референцией, как правило, карьеристы. Они будут польщены получением людей в подчинение (если, конечно, есть лидерские качества), или помпезному названию должности (если таких качеств нет). Для них важно свое место на парковке, отдельный кабинет, современный монитор, хороший планшет — в общем, все, что выделит его из толпы других. Для дизайнера с внешней референцией важно, чтобы его работа понравилась другим. Такой человек очень любит похвалы и часто излишне чувствителен к критике. Для него похвала коллег и положительное мнение руководителя (заказчика) является важным мотивирующим фактором».

Опыт компаний
«Опишу ситуации, которые встречались на практике моих коллег в различных компаниях, — рассказывает Екатерина Волченкова, менеджер по подбору персонала «Группа Гута». — Дизайнерам интересны проекты, где можно максимально проявить свою креативность и художественный вкус. Порой клиент или начальник долго не принимает ни один из предложенных дизайнером вариантов. Тогда мотивация последнего резко падает.

Дизайнеры готовы работать ради престижа: например, если их творчество будет висеть в портфолио компании (агентства). На брендовые компании они могут работать даже за небольшие деньги, но так, чтобы была возможность проявлять творческие навыки, а не просто работать по шаблону. Соответственно, дизайнеру необходимо предлагать участвовать в разработке новых брендов (чтобы не скучал).

Конечно же, и повышение по служебной лестнице никто не отменял. Рано или поздно потребность во власти одержит верх, и дизайнеру захочется быть важным начальником и решать не только творческие, но и административные задачи. Как правило, в небольших компаниях работают 1-2 дизайнера, реализовать карьерную мечту не удастся в глобальном смысле. В крупных компаниях, агентствах перспективы роста предоставляются ровно с той же процентной вероятностью, как и при любых других должностях. Но работодатель должен помнить, что не каждый хороший исполнитель может стать хорошим руководителем».

Алиса Дочкина, специалист по обучению персонала компании Staffwel, считает, что только материальная мотивация важна только техническим дизайнерам. К творческим же людям нужен творческий подход. «Дизайнеров во многом мотивирует оценка их творчества профессионалами, возможность участия в конкурсах, посещения выставок, наличие известных брендов среди клиентов компании. Важна также форма организации рабочего времени и пространства, даже стиля одежды в компании.

Дизайнер, как человек творческий, не любит быть ограничен какими-либо рамками, поэтому для них более подходит гибкий график работы, однако должен присутствовать и некий контроль. Например, сроки выполнения заказа дизайнеру лучше указать более ранние, чем обещано клиенту, а также с «постоянной периодичностью» напоминать ему о проекте. Если говорить о форме оплаты, то лучший вариант для дизайнера — это невычитаемый фикс плюс процент от выполненного заказа. Фикс не должен быть большим, а процент должен быть оговорен, он, кстати, может изменяться от общего размера выполненных проектов. Дизайнеру нужна слава и признание, хвалите его, дайте ему возможность максимально проявлять себя не только в рабочих проектах, но и во внешних профессиональных мероприятиях, где он заодно может пропиарить и вашу компанию!»

Мнение соискателей
А что же думают обо всем этом сами дизайнеры?

Станислав: «Я по себе знаю, что хорошая мотивация — это похвала за проделанную работу. А точнее признание качества выполненной работы от руководства или от коллег. Помимо этого, хорошая мотивация — это качественное оборудование (планшет, большой монитор, мощный компьютер). Всегда приятно понимать, что твоя работа ценится и для компании очень важна. И самое главное — это свободный стиль одежды и вообще всяческие поблажки в связи с творческой профессией. Пусть хоть с серьгой в носу ходит и с косой, но чтобы дело делал грамотно».

Дарья: «Публичное признание заслуг дизайнера, планирование карьеры, достижения компании и вклад в эти достижения. Работники творческих профессий могут неделями биться впустую над какой-то задачей, если она им неинтересна, но зато в течение нескольких дней справятся с неординарными проектами. Хорошее отношение к заказчику в конце концов».

Сергей: «Можно разрешить курить на рабочем месте. Для многих это очень важно. Или разрешить пить чай или кофе. Я знаю, что во многих организациях запрещают это делать на рабочем месте».

Георгий: «Самая сильная мотивация — это слова: «Мы хотим твой проект представить на международный конкурс и сделать своей визитной карточкой».

Александр: «Вообще, в силах начальника сделать работу любого человека интереснее, а уж дизайнера — тем более. Только мотивация не вся работает, порой даже хуже становится от шаблонов. Мотивировать — это как выбрать подарок другу. Деньги... не самый лучший вариант. Нестандартный подход приветствуется в деталях и лучше на личном уровне. Нагрузил дизайнера, запряг на ночь, так сходи в кафе через дорогу, купи хороший кофе и пирог и подари дизайнеру отгул на полдня. Это все отобьется потом сто раз».

Дмитрий: «Дизайнера можно мотивировать тем, что его работа будет принята «как есть», то есть без изменений. Многие заказчики часто обрубают всё творчество под корень. Дизайнеру надо доверять. Многих представителей этой профессии подкупает наличие их доброго имени на готовой продукции».

Алексей: «Самая лучшая схема, применяемая к дизайнерам во многих компаниях, — это нацеленность на результат при минимальной зависимости от штатного распорядка: многие работают ночью, кстати, это очень продуктивно».


Что касается материальной мотивации, то дизайнеры мечтают получать оклад + % от проекта. «Обычно, процент за выполненный проект получает менеджер, а ведь дизайнеру будет очень приятно получить тоже небольшую награду за работу!» — считает бывший дизайнер Станислав.

Также дизайнеры допускают метод комбинированной оплаты с частичной предоплатой: например, дизайнер может потребовать достаточно высокую повременную ставку, зная, что результаты проекта очень важны, а ожидаемый эффект многократно перекроет затраты на дизайнера. Или дизайнер может составить для себя калькуляцию затрат рабочего времени, а клиенту дать фиксированную цену, ссылаясь на аналогичные проекты».

«Комбинирование повременной оплаты и фиксированной цены часто применяется при постоянных заказах, а комбинирование фиксированной цены и процентной оплаты при какой-то конкретной работе», — говорит дизайнер Дарья.

Источник

@темы: Интересно, Статьи