14:44 

Вдохновение для веб-дизайнеров

web-design
В творчестве, как и любви, легче остановить мгновение, чем самого себя. (Леонид С.Сухоруков)


Эмоции. Проблемы веб-дизайнеров

Дизайнер и творческий кризис

Как оценить нагрузку на дизайнера? В цифрах - сколько проектов он реализовал за неделю/месяц/год? Или же в часах работы - сколько было затрачено времени на разработку конкретного проекта? Или в абстрактных творческих едениц - сколько было затрачено усилий, эмоций, настроения? А что важно в качестве достойной награды - заработанные на проекте деньги, одобрение сотрудников и дизайнерского сообщества? Без сомнения, приятно, когда проделанную работу высоко оценивают, хорошо оплачивают, когда сам дизайнер доволет тем, что сделал, однако - есть неудачные проекты, есть сложные клиенты, бездарные эккаунт-менеджеры, глючное программное обеспечение, и постоянная материальная неудовлетворенность.

Вообще дизайнерам, конечно же, нужны подарки от жизни. Потому что "творческий кризис" - это не придуманное словосочетание и не оправдание недостатка способностей и знаний. Это наша реальность. Я понимаю, что эффект такого кризиса можно наблюдать у людей совершенно разных профессий. Возможно, интересно многим будет ознакомиться с материалом "Синдром профессионального выгорания" - www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143, в котором анализируются группы людей, наиболее подвержены подобному кризису. "Причем особенно быстро "выгорают" сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду..."

Дизайнеры, так же как и представители других профессий - прежде всего люди. Они принадлежат разным психотипам (хотя "традиционный" образ среднестатистического дизайнера у многих в голове есть - как выглядит, как одевается и что у него в голове...)

Встречаются прекрасные коммерческие дизайнеры, которые быстро и качественно могут реализовать стандартную задачу, однако зачастую серьезный креатив под сложную задачу они не исполнят; встречаются однако и совсем нестандартные личности, как в жизни, так и в искусстве проявляющие оригинальность и поражающий воображение креатив, однако над рутинными задачами они работать просто не в состоянии - впадают в хандру, тормозят сами и тормозят работу и в некоторых случаях просто подводят свою команду; не буду спорить, встречаются - хоть и редко - представители категории дизайнеров, которые кроме работоспособности, креативности, и профессионального владения специальностью способны провести анализ "ниши", позиции проекта на рынке прочих, анализ целевой аудитории проекта, анализ его информационной архитектуры, способны предвидеть будущее проекта и нацелены на его маркетинговую оптимизацию, и, кроме всего прочего - умеют разговаривать со сложным заказчиком, умеют правильно задавать вопросы и получать максимум необходимой для процесса разработки информации.

Однако, как видно из статьи, ссылка на которую предоставлена выше, на удочку того самого "творческого кризиса" может попасться любой человек - и любой дизайнер. А еще... Еще есть такой термин - "усталость дизайнера". Усталость от заказчиков, которые сами не знают, чего хотят, от руководителей и их бесконечных претензий по поводу и без повода, от противоречий между необходимостью делать "что-то на заказ" и желанием сделать что-то для себя (к примеру, потому что солнце светит или запах весны одуряет голову, или - любовь...). Есть определенная статистика, которая говорит, что *дизайнер* способен качественно работать на рынке не более 8 лет. После чего он - вырисовывается, начинается продолжительный (или бесконечный) творческий кризис. Тогда тупик. Потому что в своем деле он становится мастером, и технических тонкостей знает о своей работе поболе молодых и дерзких, а вот работы его - слабее и слабее.

Якокка:
«Когда наступают тяжелые времена, нет иного выбора, как взять себя в руки, продолжать жить дальше и делать все как можно лучше, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться»...


Отличная рекомендация, особенно в контексте утверждения после слова "иначе". Да вот только как долго сможет продержаться художник, дизайнер в случае той самой утомляемости, о которой идет речь? Рисовать через силу? Заставлять себя придумывать, выдавливать из себя псевдо-креатив, обогащать речь смайликами во время переписки с клиентом, тщательно вырисовывать по требованию заказчика светло-зеленую травку и оранжевые цветочки на эскизе для текущего веб-проекта, от которого уже мутит, и сроки уже пожимают, и еще один проект висит, и идей - никаких, и через себя - переступим, потому как стреляться в планы не входит, а пустота - есть шанс, что заполнится новым, настроением ли, эмоциями, любовью, заботами, переболеем, вернемся в работу, и как прежде - продолжать жить и делать все еще лучше, как можно лучше. А если не прошло, не получается?

Первое, что можно порекомендовать в случае подобной "профессиональной усталости" - сделать перерыв в работе. Уйти в отпуск, уехать из города, а если позволяет кошелек - из страны, посмотреть на мир, природу, людей, набраться новых впечатлений. Перечитать на досуге Гессе и Кобо Абэ. Жить в поиске красоты и гармонии, некоторое время не пытаясь тут же преобразовать их с помощью компьютерных технологий в очередной дизайнерский шедевр. Навестить родителей и перелистать старые семейные альбомы.

Не помогает?

Сложные проблемы имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.
- закон Гроссмана


В таких ситуациях трудно найти решение. Можно уйти вверх по административной лестнице, арт-директором, и уже организовывать тех самых "молодых и дерзких", и успешно критиковать их недостатки и делиться опытом. Однако для такой работы требуются определенные качества - это открытость миру (интраверты всегда плохие организаторы и руководители), и определенная дисциплина, и другие качества. Если их нет - лучше не пытаться.

Еще вариант - уйти в смежные с данной деятельностью профессии. К примеру дизайнер очень хорошо знает как разрабатываются сайты, да и как продвигаются - значит, у него большие шансы проявить себя в оптимизаторском и маркетинговом бизнесе. Однако для того, чтобы профессионально заниматься SEO, необходимо уметь оценивать рынок, нишу товара, его аудиторию, т.е. стать продавцом, маркетологом, опять же - качества, которые не обязательно присутствуют у каждого первого. Тем более дизайнера. Если наш герой неплохой aналитик - он может стать управляющим проектов (project manager). Если у него есть способности и знания программирования - стать программистом.

Или - просто делиться опытом. Писать статьи, книги, заняться преподавательской деятельностью. Только за статьи платят редко, а для преподавания тоже необходимы определенные качества - нужно уметь быть терпимым к тупости обучающего... нужно быть последовательным - не торопиться дать самые интересные знания пока ученик не освоил рутинные основы.

Или - уйти с рынка вообще. И тогда все, что напоминает о прошлом - это опубликованное на домашней страничке портфолио и пара подкаталогов с работами "для себя"...

www.nundesign.com/st/39.html

@темы: Web-дизайн, Из жизни дизайнеров, Интересно, Мнение, Статьи

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Сундук WEB-дизайнера

главная